На Невском проспекте в Петербурге в два раза снизилось число открытий заведений общепита
Наблюдается смещение спроса в жилые районы - операторы, предлагающие товары первой необходимости и услуги повседневного спроса, активно релоцируются из центра в стрит-ретейл жилых кварталов
Число открытий заведений общепита на Невском проспекте в Санкт-Петербурге сократилось в два раза в 2025 году по сравнению с 2024 годом, сообщили ТАСС в пресс-службе NF Group.
"На Невском проспекте с января по сентябрь 2025 года появилось восемь новых заведений общественного питания, в то время как в аналогичный период 2024 года показатель был вдвое больше: 17 открытий кафе, ресторанов и пекарен", - сказали в пресс-службе.
При этом в первом полугодии 2025 года на основных торговых улицах Петербурга открылось более 130 заведений общественного питания, что составляет 49% всех открытий.
Среди других тенденций эксперты назвали сокращение срока экспозиции ликвидных помещений до нескольких дней. Востребованные объекты быстро находят арендаторов, что отражает высокий уровень спроса. Также наблюдается активная ротация арендаторов. Продолжается процесс обновления пула арендаторов, связанный с изменением потребительских предпочтений и стратегий бизнеса. Еще одной тенденцией является высокая конкуренция за ликвидные помещения в ключевых торговых локациях.
Как рассказала ТАСС директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге Анна Лапченко, наблюдается смещение спроса в жилые районы - операторы, предлагающие товары первой необходимости и услуги повседневного спроса, активно релоцируются из центра в стрит-ретейл жилых кварталов.
"В спальных районах Петербурга стрит-ретейл постепенно выходит на новый уровень зрелости. Здесь формируется устойчивый локальный спрос - жители всё чаще решают повседневные задачи в шаговой доступности, не выезжая в торговые центры", - отметила она.
Формат "у дома"
На этом фоне растет интерес к компактным помещениям до 100 кв. м под форматы "у дома": кофейни, пекарни, сервисы, пункты выдачи заказов.
По словам эксперта, для девелоперов встроенные помещения в новых жилых комплексах становятся инструментом диверсификации дохода, а для ретейлеров - возможностью занять устойчивую нишу с постоянным трафиком. Особенно востребованы локации у метро, остановок, детских садов и школ. "В ближайшие годы этот сегмент продолжит расти, но ставка будет не столько на расширение площадей, сколько на качество и функциональность форматов", - отметила Лапченко.
В частности, сеть ресторанов домашней кухни "Теремок" в Петербурге планирует открыть рестораны площадью 80-120 кв. м, ориентированные на доставку. Первая такая точка откроется в торговом комплексе к концу 2025 года. В 2026 году компания планирует открыть пять ресторанов такого формата в Петербурге и Ленинградской области. В одну точку планируется инвестировать до 35-40 млн рублей. В случае успешного тестирования модель будет масштабироваться на Москву.
Количество посадочных мест в новых ресторанах составит около 30 вместо привычных 80. Основной акцент будет сделан на формат "с собой". Также в теплое время планируется организация небольших летних террас на 10 посадочных мест.
"С каждым годом в жилых массивах открывается все больше кафе и пекарен, а ретейлеры активно развивают готовую еду. Конкуренция за гостя идет буквально во дворах. Если мы не предлагаем удобный сервис рядом, это делают другие. Наш опыт работы в таких районах показал, что формат "с собой" наиболее востребован и растет быстрее других сегментов. Поэтому мы решили протестировать компактные точки - это способ ответить на запрос города и одновременно работать в более быстрой модели окупаемости", - рассказал ТАСС соучредитель и директор "Теремка" в Петербурге Виталий Свидовский.