Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
ул. Караванная, д.1, оф. 318
+7 (812) 310-25-01
карта проездаАссоциация Риэлторов Санкт-Петербурга
13.07.2020
Аттестация – количество или качество? Как достичь гармонии?

Аттестация – количество или качество? Как достичь гармонии?

В рамках Конгресса РГР было проведено мероприятие, посвященное аттестации специалистов и сертификации компаний. В его программе участвовали Андрей Хромов – Председатель Совета по сертификации РГР, Александр Гиновкер – Председатель комитета по Аттестации АРСПб и Александр Романенко – в качестве не только признанного корифея рынка недвижимости, но и ректора Института недвижимости. Сегодня Александр Гиновкер – герой нашего интервью, а господа Хромов и Романенко дают свои комментарии по наиболее наболевшим проблемам данной тематики и предлагают разные пути их решения.

- Александр Менделевич, добрый день! Ваше мероприятие по аттестации и сертификации на Конгрессе РГР освещало как историю вопроса, так и его современное состояние. Что особо интересного было в сообщениях ваших спикеров, из-за чего риэлторам нужно и полезно их прослушать, если они пропустили это мероприятие?

- И спикеры, и я подчеркнули важность и необходимость образования риэлторов, которое сегодня, по правде говоря, отстает от требований современного момента. И необходимость работы по единому стандарту РГР, хоть и добровольному.

- Какую основную идею вы лично хотели донести до слушателей в вашем сообщении?

- Я считаю, что сертификация компаний и аттестация специалистов – мощное конкурентное преимущество. А для того, чтобы лучше работать, оно должно принять массовый характер по всей России. в Петербурге в частности. В этом – сила. Но когда 2 человека аттестовано в регионе – это не работает, а когда будет 5 тысяч – процесс пойдет сам.

- АРСПб запустила аттестацию онлайн. Каковы, с вашей точки зрения, ее основные плюсы и минусы по сравнению со стандартной процедурой сдачи теста?

- Как для любого другого онлайн обучения – все то же самое. Экономия времени и сил экзаменуемых на разъезды и проведение. А шпаргалки? Полагаю, люди приходят на аттестацию добровольно и сознательно, действительно хотят примкнуть в обществу профессионалов, а значит, должны быть достаточно подготовлены и соблюдать этические нормы. Конечно, стандартная форма сдачи экзамена офлайн исключает пользование дополнительной информацией – это жестко преследуется. Со списком вопросов можно ознакомиться через исполнительную дирекцию, сделать запрос на ключи доступа к информации, размещенной на сайте.

- В каких региональных объединениях дела с сертификацией и аттестацией обстоят лучше, чем в СПб, почему, как вы думаете?

- А как расценивать? Число аттестованных специалистов в Санкт-Петербурге– одно из самых больших – почти 3 тысячи. Примерно такая же цифра в Уральской палате недвижимости, и у коллег есть заметные успехи. Московская областная гильдия – у них процесс продвижения налаживается .В последнее время весьма активизировался в этом направлении Нижегородский регион. Численность пока невелика, но активно прирастает. Воронеж наладил онлайн аттестацию еще в апреле . Ну, а мы из первых рядов никуда пока не уходим , скорее наоборот. Многие наши наработки с успехом распространяются у коллег.

- В какой степени АРСП служит «испытательной площадкой» для РГР по отработке процедуры сертификации и аттестации?

- Многие вещи мы делали впервые. Удостоверение аттестованного специалиста и ряд иных деталей процедуры и продвижения – наши наработки. Благодаря огромной помощи Людмилы Прямицыной, председателя Комитета АРСП по Коммерческой недвижимости, мы впервые в этом году провели аттестацию брокеров по недвижимости коммерческого назначения. А Дмитрий Рубин сейчас со своей рабочей группой готовит аналогичный процесс по аттестации специалистов в области строящегося жилья. Аналогично в перспективе – специалисты по загородному рынке. Сейчас, когда Президентом РГР стал наш представитель Игорь Горский, это накладывает на нас определенные обязательства – помочь ему продвинуть аттестацию на национальном уровне. Естественно, отрабатывая сначала на себе разные приемы, схемы, механизмы и идеи и внедряя прошедшие «удачные испытания» уже далее.

- Планы АРСП по сертификации и аттестации на ближайший год?

- План по числу аттестованных специалистов -, принятый на Общем собрании АРСП в ноябре 2019, поставил нам планку в 5 тысяч человек. Конечно, события с пандемией этому сильно помещали, но сейчас налажен процесс онлайн, с осени, полагаю, можно будет также вернуться к стандартной процедуре. Так что постараемся продвинуться как можно дальше. Что же касается сертификации – сегодня число фирм- действительных профильных членов АРСП, прошедших данную процедуру – немногим более 80%. Наша задача – сделать так, чтобы этот «добровольный стандарт» выполнялся всеми членами нашего объединения, оказывающими риэлторские и брокерские услуги на рынке недвижимости.


Вопрос Андрею Хромову:

- Андрей Александрович, часто руководители фирм отказываются от сертификации, и риэлторы – от аттестации, поскольку их клиенты не интересуются данным вопросом и не считают это важным условием. Считаете ли вы нужным продвигать идею обращения только к сертифицированным фирмам и аттестованным специалистам среди населения и если да, то какие шаги в этом направлении планирует предпринимать РГР?

- Хочу прежде всего заметить, что сертифицированное агентство недвижимости обладает важной для потребителя отличительной особенностью. А именно, оно участвует в системе досудебного рассмотрения споров. Проще говоря, у потребителя есть возможность, при необходимости, обратиться в комитет по спорам территориального органа по сертификации. Поэтому с точки зрения обеспечения защищенной услуги продвигать идею сертификации нужно. Это выгодно всем.

Сегодня РГР сконцентрировала свои усилия по продвижению аттестации и сертификации на интернет- ресурсе - Едином портале сертифицированных компаний и специалистов (reestr.rgr.ru). Клиент туда уже приходит – до 1000 уникальных посетителей в сутки. А если будет больше, например 5000 – этот портал станет весьма известным.

Что касается использования средств масс-медиа, это, в идеале – реклама на 1 канале телевидения. А также на местном телевидении и иных средств массовой коммуникации. Но это огромный бюджет. У общественной организации такого бюджета нет. Конечно, можно прибегнуть к наглядной агитации в виде печатных плакатов, статей и пр. Но РГР – общественная организация. Сама по себе она состоит из ассоциаций регионов. И это – задачи каждой Ассоциации на местах. Команды «из центра» регулярно проходят, но не всегда встречают должный отклик. Мы уже создавали листовки и пр. Но необязательность исполнения региональными общественными организациями эти усилия часто сводят на нет. Надо более плодотворно и целенаправленно заниматься данным вопросом. В РГР многое зиждется на волонтерских началах. Этим важно заниматься профессионально и каждый день. Надо сформировать комитет по PR, в исполнительной дирекции должен быть штатный сотрудник по данному направлению. Если такой профессионал в РГР появится – можно обсуждать конкретные действия. Например, регулярно создавать контент по теме сертификации и аттестации для различных интернет каналов, оригинал-макеты печатной продукции – баннеров для СМИ, листовок, плакатов – заказывая их через РГР в рамках ее бюджета, а далее – печать и размещение должны будут организовать региональные Ассоциации. А чтобы им захотелось это делать – предоставлять больше наглядных преференций по активному продвижению сертифицированных фирм и аттестованных специалистов в Едином реестре и на всех носителях.

Пока же довольствуемся Единым реестром. Он ориентирован на потребителей, которые пытаются наводить справки о компаниях, сегодня таких примерно 10%. В свое время проводились исследования, насколько важно клиенту членство компании в профессиональном общественном объединении – в конечном итоге – в РГР. В 2007 году таких было 7%, а в 2015 – уже 12%. Полагаю, и сейчас цифры ненамного отличаются. Численность растет, но пока более 85% клиентов – пока ни сном, ни духом. Если предпринимать необходимые усилия, то там, где региональные рынки меньше, продвижение пойдет быстрее. Пока не будет социального заказа, процесс не пойдет, его надо целенаправленно формировать.

- Александр Менделевич, а ваше мнение по данному вопросу?

- В моем докладе тема о том, что клиенты «не спрашивают» и что продвигать аттестацию необходимо, естественно, была затронута. Сегодня это делается явно недостаточно. Продвигать необходимо всеми возможными способами – через Интернет, через оффлайн и, естественно, особенно – через личное общение агентов с людьми – это работает лучше всего и вообще не требует бюджета на продвижение.


Вопрос Александру Романенко:

- Александр Юрьевич, На Конгрессе РГР вы много говорили о профессиональной подготовке риэлторов, в том числе, на мероприятии, посвященном их аттестации. Есть мнение, что аттестация без обязательного образования – может быть в некотором роде профанацией. Хотя подготовиться и сдать экзамен – уже неплохо. Но не гарантия глубоких профессиональных познаний. Согласны ли вы с этим мнением и если да, то какой сценарий развития событий вы представляете в данном направлении?

- Полностью согласен, без базового профессионального образования аттестация явно не отвечает своим задачам. И здесь не надо изобретать велосипед, достаточно посмотреть международный опыт тех стран, где риэлторская профессия существует много лет и является уважаемой. Чтобы сдать экзамен, нужно пройти полный базовый образовательный курс. В дальнейшем в течение 3х лет необходимо постоянное повышение квалификации. Агент должен представить документ, например, в США или Канаде, что он прослушал как минимум два дополнительных курса. Тематику он выбирает сам из предложенного Ассоциацией списка. Тогда он имеет право подтвердить лицензию. У нас часто возникаю опасения, что при требовании об обязательном образовании количество желающих аттестоваться резко снизится. Все зависит от подхода к данной проблеме. Если люди, состоящие в профобъединении, слабые управленцы и не вполне уверенные бизнесмены, они идут на поводу у агентов, которые их якобы «кормят». И тогда агенты могут ничего не сдавать, ничему не учиться. Сегодняшний подход к аттестации является, как минимум, весьма недальновидным. Я неоднократно поднимал это вопрос на Совете АРСП. На что мне возражали – у нас мало аттестованных специалистов, должно быть как можно больше. Это, конечно, правильно. Но во главу угла необходимо ставить не количество, а качество. И поддерживать и продвигать в первую очередь именно тех специалистов, которые получили систематизированные профессиональные знания и способны оказать услугу более высокого уровня. Просто галочки и цифры для отчета рынку не нужны. Ассоциация собирает мелкие деньги, а руководители процесса гоняются за цифрой. Опасения, что народ не придет – изначально ошибочная позиция. Если Ассоциация не создаст определенные правила и не будет на них жестко настаивать – ничего не произойдет. Как только ищутся компромиссы – сразу люди пользуются послаблениями. Должен быть комплексный подход – с одной стороны, качество профессиональной подготовки перед сдачей экзамена, с другой – продвижение идей ценности аттестации среди клиентов. Но все упирается в деньги. Если все компании будут поддерживать эту политику – для начала достаточно разместить информацию о конкурентных преимуществах аттестованных специалистов на всех их сайтах. Но они же этого не делают! А если руководители компаний не поддерживают данные идеи, но и агенты на нее не пойдут. В то же время, если аттестацию, хотя бы в существующем виде, убрать, настанет вакуум и хаос. Аттестацию необходимо продвигать и на это надо выделять деньги. Из каких источников? Взять хотя бы тот же Институт недвижимости. Он готов выделять средства с каждого обучающегося в обмен на продвижение своих учебных программ среди членов АРСП. Взять Уральскую палату недвижимости – на образовательных программах они зарабатывают около 6 миллионов рублей в год. Мы в состоянии делать то же самое. Институт может стать образовательным центром для АРСП и серьезно помочь повышать уровень профессиональных знаний ее членов и, в то же время, принять самое активное участие в формировании бюджета АРСП.

- Александр Менделевич, а вы что думаете по данному вопросу?

- Я согласен, что систематизированное обучение приносит больше пользы. Сейчас , в том числе в ВУЗах, оно во многом переходит в онлайн, и не будет требовать столько, сколько раньше, времени и сил на посещение занятий. Но немногие риэлторы пока готовы за качественное обучение платить. Если за экзамены еще более-менее и стоимость там относительно небольшая, то за обучение массово не платят. Если сделать все «в одном флаконе» - и платить сразу за обучение и тест, то есть опасения, что не будет ни массового обучения, ни массовой аттестации, к которой тоже необходимо готовиться. Хотя, конечно, уровень и системность подготовки к экзамену не у всех будет одинаковым. Пока сделать платное, пусть хоть и сравнительно недорогое обучение (а бесплатно его организовать невозможно), обязательным условием сдачи экзамена - это получается навязанная услуга. Мы же это пробовали, и не раз – ставили разные условия и предлагали разные подготовительные курсы. К сожалению, сводилось к тому, что в итоге их заканчивали и сдавали экзамен десятки, а не сотни и тысячи, как это необходимо сегодня. Те, кто сдают экстерном, как правило, все же показывают неплохое качество знаний. Хотя, конечно, надо стремиться к тому, чтобы системное обучение становилось обязательным. Для этого необходимо менять процедуру Российской Гильдии. Например, можно предложить обучение с промежуточными зачетами и в итоге – экзамен «автоматом», и чтоб при этом стоимость такой учебы ненамного превышала сумму оплаты сдачи экстерном и пр. Полагаю, что все это в принципе возможно – было бы желание всех коллег – и в Гильдии и на местах, это делать. И тогда АРСП снова может стать «испытательным полигоном» для всей России. Ничего невозможного нет, надо искать разнообразные формы.