Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
ул. Караванная, д.1, оф. 318
карта проездаАссоциация Риэлторов Санкт-Петербурга
22.06.2020
Сергей Галалу: «Вторичка» - основной «хлеб» риэлтора…»

Сергей Галалу: «Вторичка» - основной «хлеб» риэлтора…»

Важнейшей с прикладной точки зрения секцией Конгресса РГР стала для специалистов по недвижимости всех уровней и позиций секция, посвященная современной проблематике вторичного рынка. Популярность темы подтверждается также и тем фактом, что она стала абсолютным лидером по количеству как постоянно присутствующих онлайн слушателей, так и периодически появляющихся на ней «интересантов». Разговор постоянно возвращался к теме, озвученной в названии одного из докладов: как и в чем вирус «помог» риэлторам.

- Сергей Антонович, здравствуйте!

Прежде всего, разрешите поздравить вас с блестяще проведенной секцией по проблематике вторичного рынка недвижимости! Как вы уже комментировали планируемую программу до Конгресса, «вторичка», в отличие от иных сегментов –основной «хлеб» для риэлтора в любом уголке нашей страны. Вы собрали великолепную плеяду специалистов – спикеров из различных регионов. Давайте обсудим, какие тенденции рынка последнего времени они отмечали, что рассказывали об использовании времени и ресурсов во время вынужденной самоизоляции, каким опытом и «лайф-хаками» делились

Какие общие тенденции в деятельности риэлторов разных регионов отмечались в период вынужденных ограничений ?

- Проблемы рынка, связанные с «коронакризисом», сказались практически везде. Но, судя по общению с коллегами, степень их остроты отчетливо коррелирует именно со степенью введенных в том или ином регионе ограничений. В Петербурге коллеги отмечали падение городских продаж в объеме до 40-50% и аренды квартир в городе – в разы. Но повсеместно произошел наложившийся на ежегодный рост сезонного спроса интерес к загородной недвижимости. Количество арендных сделок в некоторых случаях выросла до 5 раз, покупка домов и участков, не в таком объеме, но тоже очень заметно подросла. Или, как минимкум, не снизилась.

В ряде регионов России снижение было не столь заметным. Так, коллега Владими р Голованов из Новосибирска, где ситуация с коронавирусом развивалась мягче и не было принято настолько жестких мер карантина, как в Петербурге и, тем более, в Москве, отмечал падение рынка городской вторички в пределах 20%. По Московской области в целом снижение весьма заметное, хотя оно отчасти компенсировано ростом спроса на загородные объекты. А в Москве, похоже, все совсем прискорбно. Настолько, что московские коллеги отказались «рапортовать» о своей печальной ситуации.

- Если ранжировать значение возможностей профессионального роста во время вынужденного простоя – какие из них коллеги отметили как наиболее значимые?

- Прежде всего, отмечен взрывной рост интереса к соцсетям и мессенджерам. Формы личного продвижения и формирование клиентской базы при этом оказываются одинаково важны. О значимости дистанционного обучения говорили все, особенно подробно его структуру и форматы проанализировала Яна Лурье.

Еще один инструмент, направленный на экономию времени клиента и окончательное формирование критериев выбора объекта – это дистанционные формы ознакомления с объектом. Сегодня это – вынужденная мера, но в дальнейшем она найдет более широкое применение как важный инструмент оптимизации риэлтерских сервисов.

Чем «помог» вирус, много говорил Владимир Голованов. Обращений клиентов по непосредственным сделкам стало меньше, не все готовы действовать немедленно. Но при этом они не теряют связи с риэлторами, готовы общаться и «держать руку на пульсе» рынка с помощью специалистов. То есть отложенный спрос не уходит в подполье, а озвучен и ждет своего часа в постоянном дистацированном контакте. Прозвон баз говорит о целесообразности постоянной обратной связи в коэффициенте существенно выше, чем до «коронокризиса».

- Чем еще вирус «помог» риэлторам?

- Понять, что по-настоящему важно для успешного бизнеса. Не всегда это роскошные офисы. Технологии - да! Люди - да! Работа с управлением затрат – важная составляющая сегодня, но и на будущее она актуализирована. Роскошный офис в некоторых ситуациях может помочь, но на несколько месяцев наш годами выпестованный формат работы выбыл - и оказалось, что для работы с некоторыми сегментами рынка это не столь важно.

Форматы работы руководителей – возвращаясь к уровню деятельности управленцев по вертикали и горизонтали. Дистанционные форматы весьма помогли держать коллектив в тонусе и с толком использовать время вынужденного простоя на оптимизацию управления, финансирования и повышение квалификации специалистов с помощью онлайн.

Отдельное спасибо Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организовавшей серию бесплатных вебинаров на важные и актуальные темы, а также за постоянно размещаемую на сайте информацию о возможностях дистанционного обучения, предоставляемого на других площадках – Институте Недвижимости, Центре развития риэлторов, ГЖФ, Горжилобмене. Надеемся и дальше иметь такую возможность.

Что касается людей – к сожалению, ситуация с вирусом повлияла на эффективность работы не только из-за падения спроса. Аутсайдерами оказались весьма успешные профессионалы более возрастного состава. У нас есть офисы со средним возрастом сотрудников старше 50 лет. И дело, с одной стороны, в том, что они склонны были прекратить деятельность и отправиться в полную изоляцию, относясь к группе риска, а с другой – оказались менее подготовлены к использованию цифрового формата и всех вышеперечисленных плюсов, которые он дает. У молодежи этот период прошел намного легче и «компенсаторные» аспекты они использовали гораздо более эффективно.

- Все спикеры были очень хороши, но выступление Татьяны Рачковой из Подмосковья (фирма «ТСН-Недвижимость») отличалось особенно объемным контентом и энергетикой подачи. А что в ее речи по поводу использования времени и ресурсов впечатлило лично вас?

- Компания открывает все 3 ранее запланированных новых офиса в Мособласти, несмотря на кризис! Нет падения прибыли! Рекомендую нашим читателям посмотреть все выступления секции, все они характеризуются большим количеством «полезностей» и яркостью формы подачи, но это отличается особой концентрацией обоих указанных аспектов. Я не был знаком с Татьяной до Конгресса – мне ее порекомендовали, как успешного управленца, которому есть чем поделиться с коллегами, а она еще и прекрасным спикером оказалась. Ее презентация окажется особо полезной для менеджеров риэлторских компаний всех уровней.

- Какие еще прорывы и способы борьбы с вызовами, представленные коллегами, вам хотелось бы отметить?  

- Период испытаний стал краштестом для компаний. На уровне руководства и сотрудников – если команда из неслучайных людей сложилась, ее надо беречь. Рекомендации по поводу того, что в кризис – подходящее время для того, чтобы все поменять, не всегда себя оправдывают. Полностью согласен с мнением на этот счет Алексея Макарова, также очень яркого спикера, категорически не советующего все ломать. Поддержка людям оказывалась постоянно, но носила она прежде всего моральный и организационный характер, постоянно была обратная связь с сотрудниками. Некоторые компании, чьи представители выступали, вводили финансовые меры по ограничению затрат, отправляя сотрудников в частично оплачиваемые отпуска, некоторые даже кредитовали бизнес, но таких существенное меньшинство. Без кредитов и матпомощи (кроме, разумеется, уникальных случаев) риэлторы обошлись вышеперечисленными мерами.

- Когда, как вы думаете, вторичный рынок восстановится в полном объеме?

- Я был бы осторожен в прогнозах – полного восстановления придется ждать довольно долго. Осенью закончится федеральная поддержка ипотеки строящихся объектов, которая, с одно стороны, держит этот сегмент рынка на плаву, а с другой – какую–то часть клиентов переориентирует только на первичку. После завершения этого интерес к вторичке, возможно, восстановится достаточно быстро. Но очень многие материально пострадали из-за коронокризиса, поэтому, возможно, решат отложить улучшение жилищных условий не на один год. Последствия такого развития событий очевидны. Поживем - увидим! До сих пор прошел не один кризис и рынок рано или поздно всегда восстанавливался. Но еще ни в один из кризисов не возникало ситуации, когда диктуемые им условия затрагивали образ жизни и деятельность конкретных людей столь глубоко. И при этом создавалось так много предпосылок для развития новых форм совершенствования бизнес- приемов и профессионального уровня. Выступления участников секции по работе на вторичном рынке будут интересны и полезны и специалистам- риэлторам и руководителям фирм и подразделений. Повторю ранее сказанное: «вторичка» - основной «хлеб» риэлтора в любом регионе, с нее начинался наш бизнес и она определяет основной объем операций с недвижимостью в нашей стране.

- Важный вопрос «цифровизации» риэлторского бизнеса, давно стоящий на повестке дня - создание и продвижение ФБН (Федеральной базы недвижимости) – на какой стадии находится этот проект, каковы его успехи и что препятствует более динамичному развитию?                                    

- Технические проблемы более - менее решаются. Причем ситуация за прошедший год стала радикально другой! Многолетние дебаты о том, как финансировать разработки ПО, или кто стоит за кандидатом в операторы проекта, остались позади. Сегодня в ФБН можно работать через свою CRM, причем любую, а можно через личный кабинет, элементарная идея простого файлообменника работает.
Основные проблемы-психологические и организационные. Российское общество отличает достаточно высокая атомизированность (социальное разобщение – прим. ред.) и, порою, неспособность людей четко координировать свои действия в рамках решения экономических и организационных моментов. А ФБН именно эти способности предполагает в первую очередь. Плюс некоторое неверие, что можно быстро изменить ситуацию.    Файлообменники сегодня предельно просты в изготовлении, но инерция очень высока. Хочется, чтобы все текло само по себе, чтобы все шло «по накатанной», приятно и просто.

А сложность, кстати, – отличительный признак системы, способной к саморазвитию! Вопреки бытующим обывательским представлениям. Не хотим меняться? Пугают сложности процесса и структуры? Так ведь и динозавры не смогли измениться. Что же с ними случилось? Мы с вами знаем ответ. Они вымерли.

Так что общие проблемы нужно решать сообща, и ФБН как инструмент РГР альтернативы не имеет. Это ЕДИНСТВЕННАЯ стратегия не индивидуального, а КОЛЛЕКТИВНОГО спасения! Это ЕДИНСТВЕННАЯ не просто активная, а ПРОАКТИВНАЯ стратегия!

- Спасибо, более подробно мы вернемся к этой проблематике на следующей неделе, в материале, посвященном секции по ФБН и развитию информационных технологий в риэлторском бизнесе, на которой вы выступали с «программным» докладом по роли и перспективам развития Федеральной базы недвижимости.