Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
ул. Караванная, д.1, оф. 318
карта проездаАссоциация Риэлторов Санкт-Петербурга
26.08.2019
Риэлторы на пороге глобального обновления - крах или процветание?

Риэлторы на пороге глобального обновления - крах или процветание?

О конкуренции агентств недвижимости с агрегаторами объявлений, векторе развития отрасли, и о том, как большие данные помогут вернуть сакральность профессии риэлтора рассуждает вице-президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководитель портала недвижимости Restate.ru Андрей Добрый.

- Современные потребители часто отказываются от  услуг риэлтора, потому что почти всю необходимую информацию можно найти в открытом доступе в интернете. Как вы смотрите на эту тенденцию?

- Эта тенденция -  нормальный ход времени, и я смотрю на нее скорее положительно. Все инструменты, которые дают нам новые технологии могут с одинаковым успехом работать и на клиента, и на риэлтора.
Проблема не в доступности технологии, а в самой отрасли. Во-первых, риэлторы разобщены, во-вторых - в профессии слишком много “лишних” людей, которые размывают ее статус. В России по разными оценкам называют себя риэлторами 200-400 тыс человек, при этом аттестованных, по данным РГР, всего 16 тыс.
Чтобы быть востребованным, риэлтору нужно быть умнее любого среднестатистического покупателя, с точки зрения понимания специфики рынка, юридических аспектов, маркетинга и других подобных моментов. Ибо графики стоимости, подсказки правильной цены предложения и прочее - уже сейчас ведущие онлайн классифайды это умеют и знают лучше, чем большинство риэлторов путем обработки собственных "Больших данных".
Рынок  дальше будет двигаться в сторону автоматизации процессов, простые операции уже сейчас уходят в сторону банков и застройщиков. А более сложные, многоступенчатые сделки  - в любом случае останутся за риэлторами.

- Многие риэлторы видят конкурентов в агрегаторах объявлений о недвижимости. Как вы к этому относитесь?

- Наличие классифайдов - это неизбежная тенденция времени.  И я считаю, что единственное верное решение -  использовать эти агрегаторы в своих интересах. По аналогии с тем, что популярный 15-20 лет назад "Из в Рук в Руки" не навредил риэлторскому сообществу, современные агрегаторы также способны дать настоящему профессионалу многое. Тем более, в 2019-2020 годах будет полностью завершено формирование экосистемы этих самых "агрегаторов" - останется не более 5 федеральных плюс нишевые и тематические с самыми сильными региональными. Таким образом, в каждом регионе России будет не более 6-7 работающих инструментов, все остальные будут падать и дальше. Уже сейчас для продаж в России чаще всего работают только 4 портала - это ЦИАН, Яндекс.Недвижимость, Авито и Restate.ru. У каждого из них есть свои особенности ранжирования, внутренние сервисы и принципы работы. Нужно получать клиентов с каждой из них.

- Какую стратегию должно выбрать профессиональное сообщество, чтобы избежать массового оттока клиентов в интернет?

- Одна из очевидных проблем отрасли: большинство риэлторов больше не могут предложить клиенту каких-то эксклюзивных знаний, которые он не в состоянии получить самостоятельно. Но скоро эта ситуация переломится.
Мы входим в эру big data,  движение к работе с большими данными идет с трех сторон: от порталов-агрегаторов, CRM-систем и профессиональных ассоциаций типа АРСП. Анализ больших объемов информации позволяет строить прогнозы о ценообразовании на рынке, динамике спроса и так далее.  
Например, цену реальных сделок, то есть, де-факто, цену продаж и предложения ранее приходилось гадать и следить за "схожими" объявлениями. В течение года будет построено, скорее всего, 2-5 систем в России, где эта информация уже точно есть. Таким образом, придется меньше гадать и сделки пойдут гораздо быстрее. Уменьшит ли это цены? Не думаю, ибо объекты слишком разные, где-то цены "справедливые" и дисконт минимален, где-то сильно завышены и неадекватны. Риэлтору неинтересен второй тип объектов, ибо продажа может продолжаться годами. Вот такой "неликвид" и будет быстрее корректироваться, уже имея аргументацию для клиента.
Но информация эта должна быть закрыта и эксклюзивна, доступна только людям, участвующим в этих системах. Проблема в том, что ЦИАН, Яндекс - строят такие системы "для всех", то есть в том числе для конечных покупателей, продавцов и арендаторов, информация доступна всем. Мы же в рамках Restate.ru делаем эту систему закрытой, для "своих 20 000 риэлторов"
Сейчас в РГР и АРСП готовятся к запуску систем, которые позволят увеличить количество сделок между риэлторами - сервисов деления комиссии, обмена информацией о реальных сделках, быстрого обмена данными для межрегиональных сделок. Если конечный контакт с покупателем по объекту может стоить, допустим, 300 рублей, то цель этих систем - сделать альтернативный канал в виде риэлторов за цену в 10 или 20 раз ниже. Да, пожертвовав частью своих денег. Но никакие из этих изменений не могут заработать, если риэлторы не станут настоящими профессионалами в своем деле, от ответа на входящие телефонные звонки до фотографирования объекта. Все эти годы множество риэлторов жили на нескольких источниках и причинах получения денег: лишние средства у людей – стремительно уходит, старое поколение – стареет, глупость и непонимание Интернета – уходит, новостройки – видимо, уходит. Риэлторы, оставшиеся в прошлом, уйдут окончательно после "ухода" с рынка клиентов "после 50-ти", то есть в течение 15 лет, и прихода тех, кому сейчас 10-20 лет, людей, живущих в Интернете, не верящих никому, смотрящих прямые включения потокового видео. Но толчок ближайшего года - это IT-системы в рамках PropertyTech и массовый приход банковского капитала в IT системы по недвижимости.